Городской центр социальных услуг для детей и молодежи

ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА

Проект подготовки вожатых
 

Пояснительная записка
В молодежной среде в последние годы проблема выбора будущей профессии стоит особенно остро. Для помощи в решении данной проблемы среди подростков был  разработан проект   «Школа вожатского мастерства», который способствует формированию у подростков активной гражданской позиции, развитию навыков социального поведения, активности и самостоятельности в профессиональном определении.
Настоящий проект  является составным элементом воспитательной области. При составлении программы учитывались ориентиры по модернизации политической и социальной жизни подростков. Подготовка кадров для работы вожатых на детских досуговых площадках предполагает обучение старшеклассников на базе учреждений дополнительного образования. Теоретические и практические занятия проводятся по направлениям: функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация детского досуга, игровая деятельность.
Обучение в рамках проекта  носит проблемный характер. С целью активизации познавательной деятельности обучающихся и строится преимущественно в практических и теоретико-практической форме с использованием активных методов обучения таких как:

  • мозговой штурм,
  • дискуссия,
  • метод анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема),
  • социально-психологический и сензетивный тренинг,
  • игровое моделирований, имитационные игры: деловая. дидактическая, организационная, ролевая.

При этом деление занятий в учебном плане на теоретическое и практическое осуществлено условно.
По окончании курса после прохождения итогового аттестационного экзамена несовершеннолетний получает свидетельство установленного образца. На основании этого документа выпускник школы вожатых трудоустраивается на детские досуговые площадки города Омска.
 
Срок реализации проекта: январь-май 2017 года. Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю.
 
Цель: подготовка вожатых для работы на детских досуговых площадках.
 
Задачи:
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом;
- овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;
- формирование навыков планирования деятельности;
- развитие социальных и коммуникативных, проектных, диагностических, ораторских и прикладных умений;
- развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми
 
Возраст учащихся – 14-17 лет (учащиеся 8-11 классов). По программе занимается группа 20-30 человек.
 
Формы занятий - в составе курса - теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; 
практические занятия, цель которых - применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.
 
Особенности организации образовательного процесса
Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:
1. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок
2. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.
3. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
4. Принцип сознательности, активности, самостоятельности обучающихся под руководством педагога. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и обучающегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения требует от обучающегося высокой активности.
 
Учебно-тематический план обучения
 

Тема учебного курса Содержание занятия Кол-во часов
1. Введение в профессию вожатого Кто такой вожатый, вожатый как профессионал, роль вожатого в воспитательном процессе, должностные обязанности, требования к личности, профессиональные качества, имидж и этика вожатого 4
2. Норматвно-правовые основы деятельности Должностная инструкция вожатого, права и обязанности, трудовой договор, порядок оформления и увольнение 4
3. Основы обеспечения безопасного пребывания на досуговой площадке Организация пребывания на досуговой площадке, общие меры безопасности, меры пожарной безопасности, оказание первой медицинской помощи 8
4. Организация работы вожатого в подготовительный период смены Программирование смены, планирование и распределение обязанностей вожатого, цели и задачи 4
5. Система мотивации деятельности Стимулирование деятельности детей на индивидуальном уровне 4
6. Теоретическая подготвка к работе Определение понятия «временный детский коллектив», его характеристики и функции в развитии личности ребенка. Структура временного детского коллектива. Этапы развития временного детского коллектива: закономерности, трудности, стратегии взаимодействия. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста. Типология ребенка: темперамент, характер. Тип личности: гиперактивный, чувствительный, тревожный, замкнутый, маленький умник и пр. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с группой. 16
7. Общение как основа деятельности вожатого Коммуникативные барьеры, эффективная коммуникация, завязывание отношений. Конфликт. Типы конфликтов в загородном лагере, причины их возникновения. Динамика развития конфликта. Управление конфликтами: профилактика и решение. Последствия конфликта. 4
8. Практическая подготовка вожатых Работа с детьми. Формы и методы работы с детьми. Художественное оформление отрядных уголков: цели, задачи, виды, порядок оформления, основные требования. Эмблема, девиз. Коллективное творческое дело: понятие и особенности организации. Виды КТД, их цели. Основы сценического мастерства. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Правила организации игр. Требования к организации игр. Виды игр и особенности их проведения. Игровое конструирование. Лидерство. 12
9. Разработка плана мероприятий смены Механизм планирования воспитательной работы в отряде. Учет специфики программы досуговой площадки, категории участников, их возрастных особенностей. Разработка плана: цели, задачи, принципы планирования, приемы оформления. Личный план вожатого. Подготовка методических материалов. Методическая копилка вожатого: цель, задачи, структура, содержание. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций. Методы организации обратной связи. Разработка мероприятий смены. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. Режиссура мероприятий: определение темы, художественная идея и ее развитие, пути воплощения режиссерского замысла, структура сценария, организационное обеспечение мероприятия 4
10. Методика работы вожатого Технология организации внутриотрядной работы. Выявление интересов и сильных сторон детей. Виды игр организационного периода (игры на знакомство, сплочение и др.). Определение социометрического статуса ребенка: выявление и коррекция. 8

 
Ожидаемые результаты проекта:

  • высокое качество работы подростков на детской досуговой площадке
  • занятость детей в летний период,
  • развитие личностных ресурсов,
  • самореализация в социально приемлимых видах деятельности,    готовность к дальнейшему участию в социально значимых проектах.

 
Ресурсы:

  • аудитория для подготовки вожатых,
  • канцелярские товары,
  • спортивный инвентарь,
  • компьютер, музыкальная аппаратура и мультимедиа. 

Новости молодежной среды

Будьте в курсе последних новостей нашего сайта!

Подписка на RSS-лента Новости молодежной среды

Наши друзья